Особенности развития детей раннего возраста

 

Малыш сразу после рождения активно растет и развивается, постоянно приобретает новые навыки и умения. Так заложено природой, и этапы развития имеют определенные закономерности.

Если развитие ребенка идет по положенным стандартам, это позволяет говорить о том, что он здоров как физически так и психо-эмоционально. Если же в процессе развития выявляются отклонения, они могут указывать на наличие проблем. Если заметить их в самом начале, множество из них можно устранить при проведении определенных профилактических и лечебных мероприятий.

Что важно знать о развитии ребенка

Темпы развития ребенка индивидуальны, нельзя абсолютно всех детей загонять под строгие нормы. Об этом знают врачи, но зачастую родители очень переживают, если к положенному сроку кроха не держит головку или не садится.

При оценке как физического, так и неврологического развития ребенка важно учитывать и многие влияющие факторы – наследственность, особенности течения беременности процесса родов, сроки появления крохи на свет.

Так, если для доношенного младенца темпы физического развития должны примерно соответствовать нормативам, то для недоношенных они существенно изменяются. Кроме того, временные границы в освоении навыков достаточно широки, и переживать необходимо только в случае, если ребенок значительно отстает от сверстников, как минимум на 1-2 месяца или более.

Чтобы контролировать развитие детей раннего возраста и вовремя отмечать возможные проблемы, создана система медицинского наблюдения за малышами.

На первом году жизни врачебный контроль осуществляется ежемесячно. Это позволяет в динамике оценить формирование тех или иных умений, и если необходимо, более прицельно обследовать кроху.

Развитие детей раннего возраста: от чего зависит

Очень велика роль родителей в развитии детей раннего возраста, ведь именно они осуществляют ежедневный уход, следят за гигиеной и состоянием здоровья, проводят занятия с крохой.

Те дети, которым уделяют мало внимания, имеют тенденции к более позднему освоению навыков, нежели те, с кем активно занимаются гимнастикой, развивающими играми и физической культурой.

Это вполне закономерно, такие занятия позволяют тренировать мышцы, укрепляют скелет и стимулируют эмоции детей, формируют позитивное настроение.

Это является мощным стимулом для движения вперед и освоения новых умений. Внимательные родители могут в самом начале обнаружить отклонения в развитии и физическом состоянии ребенка, что позволит провести коррекцию и не даст патологии развиться в более серьезные проблемы.

Однако, большой ошибкой родителей является сравнение своего ребенка с другими детьми аналогичного возраста (у друзей, знакомых или старших с младшими). Если, по мнению родителей, ребенок отстает в овладении навыками, в ход идут различные методики и техники, попытки форсировать события, порой дают обратный результат.

При наличии сомнений в отношении развития детей раннего возраста, стоит проконсультироваться у врача-педиатра или невролога, но, ни в коем случае не пытаться самостоятельно «заставить» ребенка осваивать навыки.

Так, в попытках научить ребенка сидеть, многие родители присаживают кроху с неокрепшей спиной в качели, сиденья или на колени, что приводит к проблемам спины и осанки.

В попытках научить ходить применяют ходунки, водят ребенка за вытянутые вверх руки, чем формируют неправильные стереотипы хождения и тормозят правильное своевременное освоение навыка. Делать подобного не стоит, такими неумелыми действиями вы можете только навредить малышу, и затормозить развитие ребенка.

Если вам хочется помочь малышу, спросите у врача, какими допустимыми и безопасными способами можно это делать. Обычно это массаж, гимнастика и закаливание.

 
<